ВОДИТЕЛЬ – ОРДЕНОНОСЕЦ РАМАЗАН-АГА

Рамазан ағаПривлекает внимание прошлое время, особенно автобиографические данные вчерашних тружеников различных отраслей, накануне знаменательной даты нашего района. Осталось мало предприятий, где осуществлялась бы преемственность поколений, когда ветераны- наставники учили молодых рабочих азам профессии. Особое внимание в любой профессии уделяется ответственности, соблюдению дисциплины, желанию обучаться, уважению и взаимовыручке. Именно такими человеческими качествами обладает наш земляк Рамазан Олжатаевич Тлеубаев, проработавший около полувека в отраслях народного хозяйства.

Уроженец села Алгабас аульного округа имени Олжабай батыра в годы юношества близко видел общение руководителей различного ранга, следовал примеру представителей старшего поколения. Таким образом, рос в селе и закалялся физическим трудом, увлекался техникой, где данное увлечение способствовало окончательному выбору профессии водителя. А территория малой Родины, граничащая с озерами Бозайгыр, Ажыбай, ныне находится в распоряжении ГНПП «Буйратау».

Обычно любой собеседник предисловие к своим воспоминаниям начинает с имени первого учителя. И в памяти Рамазана-ага навсегда остались их имена: ветеран войны Темиргалий Жапабаева, Сагындык Тагиманов, директор Алгабасской начальной школы Жакен Идрисов, заведующий РОНО Балташ Дюсенов, открывший позже восьмилетнюю школу, Казбек Жунусов, дядя Есенбай, Орынтай – апа. В те времена в селе Алгабас, отделении совхоза «Казахстанский», жили 50-60 семей, где трудоспособное население плодотворно трудилось в сфере растениеводства и животноводства. Кроме овцеводства и мясо-молочного животноводства, развивалось соответственно плодородию земли и технической оснащенности зерновое и кормовое растениеводство, общая площадь посевных угодий составляла около 4000 гектаров. Ясно, что для претворения данной задачи, много сельчан внесли свой определенный вклад в экономику региона.

Юноша, окончивший восьмилетний курс Благодатненской школы, сразу наметил перед собой цель – освоить профессию. Обычно юноши подражают старшим братьям. И наш земляк с интересом наблюдал за работой водителей села, за их методами и технологией ремонта автомашины. Данное увлечение постепенно способствовало выбору пожизненной профессии. В восемнадцать лет окончил шестимесячные курсы водителей, и с соответствующим удостоверением был призван в ряды Советской Армии. Трехгодичную действительную службу проходил в Н.-ской воинской части. После увольнения в запас при содействии управляющего отделением Кайроллы Каримова, директора совхоза «Казахстанский» Рихарда Кремера устроился на работу. Остались в памяти пожилого энергичного человека трудные и интересные времена доставки ГСМ из Еркеншиликской нефтебазы, подвозки силоса осенью, комбикормов зимой на автомашине марки ГАЗ-51. Теперь только остались воспоминания о том периоде круглогодичного непрерывного обеспечения всеми необходимыми грузами отгонных участков Картбай, Каратау, Бозайгыр.

-«В селе все сельчане имели возможность трудиться. Каждый человек соответственно своему образованию и способностям был задействован в хозяйственных делах. Любое задание старались выполнить на совесть, проблемные вопросы успешно разрешались при поддержке старших товарищей. И повсеместно и работа спорилась, и жизнь налаживалась. Все это – результат единства и взаимовыручки, общей цели. Дельные предложения, мнения аксакалов, ветеранов села стали для нас мерилом жизни, и мы сами уже достигли их возраста, ведь время не стоит на одном месте», – так размышлял о прошлом Рамазан Тлеубаев. Неоднократно содействовали выходу из сложных ситуаций мои наставники: Жаксылык Балкенов, Жолдыбай Хасенов, Кудайберген Абенов, Гомар Тулегенов, Амангельды Кусаинов, Каиркен Жусупов, знающие в совершенстве, как свои пять пальцев, состояние полевой дороги, способы действий в суровых условиях непогоды.

При переходе в Ерейментауское автопредприятие «Казсельхозтехника» в 1975 году первоначальная основа, заложенная в селе, как будто перешла в пожизненное правило. Позже, согласно различным реформам, на его базе было создано АТП-11. Предприятие, возглавляемое в разные времена такими руководителями, как Майер, Николай Краус, Темирбулат Даулбаев, Бек Куттыбаев обслуживало одиннадцать совхозов. В автопарке было много машин марки ГАЗ-53, ЗиЛ -130, КамАЗ. Распоряжением руководства удалось пригнать напрямую из завода новую трехмостовую автомашину марки «Урал» грузоподъемностью 20 тонн. Не раз выезжал в рейс на этом грузовом автомобиле. Во время уборочных кампаний из посевных полей Узуншилика доставляли зерно в Ерейментауское ХПП, с расстоянием в110 километров. На дизельном транспорте завозили из Петропавловска силос на животноводческие фермы села Тайбай. Салим Рахиленов, Укубай Калиев, Акмаш Жунусбеков, Кадыр Хасенов, Сансызбай Рустимов, Мукаш Мамбеталин, Жиенше Алимбетов – все вместе колонной выезжали в дальние рейсы. Регулярно доставляли необходимые грузы из тогдашнего Целинограда – ныне Астана. Вместе в автопарке работали молодые парни из Малтабара, которые заслужили уважение своим добросовестным трудом: Сансызбай Дюсенбенов был электриком, Алпыс Кулимбаев – завскладом.

Как гласит народная мудрость: «Дорогу познает идущий». За исключением крупных городов, вблизи населенных пунктов не было одинаковых дорог с асфальтным покрытием. И в сильные бураны, и в дождливую погоду старались найти способ доехать до места назначения и обратно. Наверное, в эти моменты способствовало благословение аксакалов: «Пусть в пути всегда сопутствует удача, пусть Аллах тебя бережет». В багажнике машины постоянно лежали инструменты на аварийные случаи: лопата, трос, канистра горючего, паяльная лампа, запасное колесо, теплые вещи. Помогать товарищам, не оставлять друг друга на полпути – правило жизни водителей. Несмотря на многолетний водительский опыт, повсеместно: в дальних поездках, при доставке грузов всегда соблюдали правила дорожного движения, меры по охране труда и пожарной безопасности. Старались не получать предупреждения со стороны работников ГАИ, не запятнать имидж и авторитет предприятия.

Опытный водитель с 2008 года на заслуженном отдыхе. В общей сложности в системе народного хозяйства проработал 47 лет. Кто сможет точно посчитать, сколько километров пути одолел или сколько тонн груза доставил к месту назначения за этот промежуток времени. В дни разгара весенне-полевых работ, уборочной кампании приходилось прерывать и очередной трудовой отпуск. С течением времени, Рамазан Тлеубаев продолжил свой трудовой путь в Налоговом управлении, пожарном поезде. И в новом коллективе снискал авторитет и уважение, благодаря добросовестному отношению к работе.

В ходе беседы я с интересом обратил внимание на маленькую шкатулку, где хранятся Правительственные награды, как реликвии, воспоминания прошлой жизни. Скромный по натуре пожилой человек по нашей просьбе разрешил посмотреть все полностью. В День работников автомобильного транспорта, который отмечался ежегодно в последнее воскресенье октября, в присутствии коллег в разные года ему были вручены медали «100-летие В.И.Ленина», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За работу без аварий» первой степени, нагрудный знак «Победитель соцсоревнования», что являются итогом ответственного отношения к своей профессии. А высокая правительственная награда – орден «Знак Почета», врученная в 1972 году, доказательство высокого профессионализма человека труда, мастера своего дела. Кроме этого, командование войсковой части в свое время наградило солдата значком «Боец-спортсмен третьей степени», и это яркий пример сторонника здорового образа жизни.

Старейший работник, проживший честно и достойно, от чистого сердца желает, чтобы сегодняшняя молодежь получала удовольствие от своей работы, соблюдала чистоту совести и высоко держала чувство собственного достоинства. Вместе с супругой Капией Мусайбеккызы, совместно прожили полвека в мире и согласии, детей учили жить по традициям семьи. Супруга работала в системе торговли, почтовой связи. Тулеген, Талгат, Гульнар – все получили высшее образование, определены, трудоустроены. И внуки продолжают соответствующую учебу согласно новому времени. Например, Алдияр перешел в 7 класс Назарбаев интеллектуальной школы. Дедушка и бабушка радуются успехам внуков в учебе, высотам, достигнутым в этой жизни.

На этом и закончилась наша беседа о трудовой биографии простого труженика, где мы услышали слова напутствия современной молодежи, имеющих актуальность и ценность в нынешнее время.

Нурлыбек ТУРЕГЕЛЬДИН.

На снимке: Рамазан Тлеубаев.

Фото из семейного альбома.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о